Бухгалтерская отчетность это основной инструмент для оценки с финансовой точки зрения положения той или иной организации (группы организаций). Отчетность составляется на конкретную дату в установленных единицах измерения. Нормативные требования (а также регулирование общих положений) к бухгалтерской отчетности в РФ устанавливаются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ) (далее 402-ФЗ, Закон).
Статья 2 данного закона определяет круг лиц (экономических субъектов), обязанных вести бухгалтерскую отчетность согласно данному закону. Исключения прописаны в статье 6 Федерального закона № 402-ФЗ. Так не обязаны вести бухгалтерский (финансовый) учет физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью или частной практикой и структурные подразделения организаций, расположенных за границей РФ, если они ведут учет финансовых показателей в соответствии с иными нормативно-правовыми актами (на сегодняшний день такие требования устанавливает только Налоговый кодекс РФ). Закон «О бухгалтерском учете» устанавливает требования к срокам подачи, единицам измерения, определяет объекты учета и состав отчетности и т.д.
Периоды отчетности
По общему правилу периодом для составления отчетности является календарный год, начиная с 1 января. Последней отчетной датой бухгалтерской отчетности считается 31 декабря. Эти положения касаются только годовой отчетности. Кроме годовой, Федеральный закон № 402-ФЗ предусматривает составление промежуточной отчетности. Требования к такой отчетности (периодичность, объем данных и пр.) устанавливаются в зависимости от целей, для которых эта отчетность составляется. Требования к ведению промежуточной отчетности определяются в Положениях о бухгалтерском учете (ПБУ). Обычно периодом для предоставления такой отчетности является месяц или квартал, начиная с 1 числа месяца. Изменение сроков начала и окончания составления отчетности может быть вызвано созданием, ликвидацией или реорганизацией организации. В таких случаях отчетность будет привязана к дате государственной регистрации и дате прекращения деятельности (или дате реорганизации) организации.
Учетная политика
Основой в деле составления отчетности является учетная политика организации. Именно она определяет подход к учету и отражению показателей для осуществления контроля деятельности организации. Естественно, учетная политика не может нарушать действующего законодательства. Основания для изменения учетной политики определены в статье 8 Закона. Таким образом, изменять учетную политику допускается в следующих случаях:
- Изменение законодательства
- Изменение способа бухгалтерского учета, для повышения качества информации
- Изменение внутренних факторов, влияющих на деятельность.
Выбор учетной политики, в том числе, определяет перечень первичных документов, необходимых для подготовки периодической и годовой бухгалтерской отчетности.
Первичная и консолидированная отчетность
В случае осуществления деятельности не одной организацией, а группой организаций, для определения показателей и отслеживания динамики готовится консолидированная (сводная) бухгалтерская отчетность.
Следует обратить внимание, что итоговой результат такой отчетности не является простым суммированием показателей всех организаций, входящих в группу. При подготовке отчетности из итогов исключаются все взаиморасчеты внутри группы организаций.
Таким образом, в упрощенном виде сводную финансовую отчетность можно представить как сумму первичных бухгалтерских отчетов за исключением суммы движения средств, происходящих внутри группы организаций.
Подготовка бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность образуется из свода первичных документов и их приведения к единым показателям, позволяющим оценить финансовое состояние организации по состоянию на установленную дату. Сведение первичных документов в отчет можно производить как вручную, так и с помощью автоматизированных систем. Основной плюс от использования подобных систем — это высокая скорость введения данных и возможность их экспорта. Но при использовании следует не забывать и о минусах. Сложности и недостатки условно можно поделить на следующие группы:
- Программные проблемы — сложные продукты требует больших вычислительных мощностей и высокой грамотности при работе с данными автоматизированными системами, в простых могут возникнуть сложности при попытке отражения какой-либо операции, не предусмотренной разработчиками.
- Проблемы администрирования — ошибки, возникающие при проектировании в связи с неверным техническим заданием.
- Эксплуатационные — риски в связи с использование информационных носителей. Сюда относятся сбои в программе, потеря информации в связи с выходом из строя аппаратуры (в большинстве случаев серверов баз данных), необходимость приобретения программных продуктов для конвертации данных и т.д.
Независимо от выбранного варианта обобщения первичных документов составление отчета включает в себя следующие этапы:
- Сбор информации в соответствии с учетной политикой
- Контроль правильности, достоверности и достаточности представленных данных.
- В случае консолидированной отчетности сведение в единый отчет полученных данных.
- Проверка (аудит).
Полученная отчетность направляется в государственные органы и заинтересованным лицам (в случае, если это предусмотрено уставными или иными распорядительными документами).