Здоровье, увы, невечно. И нередко родственникам лежачего больного приходится сталкиваться с проблемой перевозки — как доставить пациента на обследование, в пансионат, домой после стационара, к поезду на ж/д-вокзал или в аэропорт, ведь в перечень социальных услуг транспортные услуги не входят? Что делать в таких случаях и когда можно рассчитывать на государство, а когда приходится брать дело в свои руки?
Транспортировка больных или, говоря официальным языком, медицинская эвакуация, родилась одновременно со скорой помощью — после страшного пожара в Венской опере, когда более суток пострадавшие оставались на улице рядом со сгоревшим зданием, не в силах добраться до больницы самостоятельно.
Свою лепту в формирование основных принципов перевозки лежачих больных внесла и Первая мировая, когда транспортировка раненых перестала считаться проблемой сугубо военной и превратилась в медицинскую. К счастью, с необходимостью медицинской эвакуации после чрезвычайных ситуаций приходится сталкиваться не так часто, но вот необходимость перевозки лежачих больных возникает регулярно. Если состояние пациента таково, что процесс осуществляет скорая медицинская помощь, то медицинская эвакуация состоит из двух этапов: оценка общего состояния больного и оказание необходимой медицинской помощи на дому; транспортировка и продолжение лечения в стационаре нужного профиля. Но если лежачего больного необходимо вернуть из стационара домой — у родственников возникает проблема — скорая такими перевозками не занимается. Действительно, если человек не нуждается в помощи врача, задействовать для бесплатной перевозки лежачих больных из больницы бригаду медицинских работников как минимум нерационально. Виды транспортировки больных Транспортировка неходячих больных, как, впрочем, и обычных пациентов, может быть экстренной и плановой.
Экстренная проводится в ситуациях, когда жизни пациента угрожает опасность либо его состояние здоровья требует срочной госпитализации. К этой категории относятся и случаи, в которых требуется перевезти пациента из одного медицинского учреждения в другое, поскольку необходима узкоспециализированная помощь. Например, в общетерапевтическом стационаре вполне может оказаться беременная женщина, начавшая рожать. В данной ситуации решение о необходимости перевозки принимает руководитель стационара, его заместитель по лечебной работе или дежурный врач. Плановая перевозка бывает нужна: при госпитализации в плановом порядке; возвращении из стационара; обследованиях; транспортировке в пансионат, хоспис и т.д.; визитах к родственникам. В зависимости от вида травмы (если речь идет о ней) и общего состояния больного до машины он может транспортироваться: пешком; на костылях и с поддержкой; на руках; на кресле-каталке; на носилках.
Пешком сопровождают до машины людей с нетяжелыми соматическими патологиями, травмами верхних конечностей. Если поездка предстоит долгая, в машине такого пациента лучше все же уложить, особенно если он жалуется на головокружение. На костылях и с поддержкой можно довести до машины пациентов с травмами голени и стопы после иммобилизации. На руках переносят детей. Взрослых — только в крайних случаях, когда носилки использовать невозможно (например, с ними не получается развернуться на лестнице) и заменить их одеялом тоже не получается. На носилках транспортируют больных: находящихся без сознания; в шоковом состоянии; при остром нарушении мозгового кровообращения; с инфарктом миокарда; рожениц; беременных с эклампсией или угрозой преждевременных родов; с хирургической или гинекологической патологией средней тяжести и тяжелой; с травмой позвоночника; с черепно-мозговыми травмами. Перед тем как переложить пациента на носилки, рекомендуется подстелить покрывало или тонкое одеяло — потом с его помощью будет проще перекладывать. Свободными концами покрывала укутывают больного. Не стоит забывать о дополнительном теплом одеяле и шапке, если на улице холодно. Обычно пациента переносят головой вперед, но если его приходится спускать по лестнице, то впереди должны быть нижние конечности.
Даже если сам пациент реагирует на это негативно, техника безопасности важнее предрассудков. Правила перевозки пострадавшего К перевозке пациента нужно готовить. Если она экстренная, подготовку и стабилизацию состояния пациента производит медицинская бригада и она же контролирует пострадавшего во время самой поездки. Если же перевозка плановая, подготовка пациента к транспортировке ложится на плечи родственников. Больного нужно успокоить, объяснить ему необходимость перевозки. За несколько дней до нее нужно особо тщательно следить за состоянием его здоровья и приемом всех назначенных лекарств. Последний прием пищи перед транспортировкой должен быть не позже чем за 2 часа до нее, и если есть возможность, то лучше перевозить больного натощак. Таким образом снижается вероятность «укачивания» и рвоты. Нужно убедить пациента справить естественные потребности незадолго до того, как покинуть дом. На больного надевают подгузник, особенно если поездка предстоит долгая. Одежду и документы, предметы личной гигиены готовят заранее, но если на улице холодно, пациента одевают непосредственно перед транспортировкой. «Подходы» к кровати больного и путь до двери нужно освободить, чтобы специалисты могли пронести носилки и другие необходимые приспособления.
Во время перевозки пациента нельзя кормить и поить, чтобы не спровоцировать попадание пищи в дыхательные пути или рвоту. Службы транспортировки лежачих больных Итак, скорая может доставить пациента в стационар бесплатно, если состояние его здоровья требует срочной квалифицированной медицинской помощи. Но после того как срок госпитализации закончится, государство, что называется, умывает руки, и транспортировка лежачего больного из больницы домой становится заботой родственников. Теоретически администрация больницы может пойти навстречу и выделить транспорт для перевозки, но обязать это сделать нельзя. На помощь могут прийти частные службы перевозки. Частные службы доступны всегда и в целом перевозка проходит в куда более комфортных условиях, чем может предоставить больничный транспорт. Больной перевозится под наблюдением квалифицированного персонала. Но есть и обратная сторона — в силу того, что транспортировка лежачих больных требует дорогостоящего оборудования и обученных специалистов, она не может быть дешевой. Стоимость транспортировки лежачих больных по Москве начинается от 2500 рублей за перевозку в пределах 5 км внутри МКАД. Если больной весит более 150 кг, то дополнительный санитар обойдется еще минимум в 1000 рублей. А если состояние здоровья пациента таково, что необходим постоянный врачебный мониторинг, то стоимость перевозки может достигать 8000–10 000 рублей.
Но многие транспортные компании имеют социальные тарифы для льготных категорий граждан — это нужно уточнять в каждом индивидуальном случае. Санитарная транспортировка лежачих больных — непростая задача. Государство или муниципалитет способны помочь только в экстренных случаях, когда жизни и здоровью человека угрожает опасность и нужна перевозка в стационар — этого требует закон. Во всех остальных случаях приходится рассчитывать на собственные силы. Категорически не рекомендуется пытаться перевезти лежачего пациента в необорудованном транспорте, тем более — в обычном легковом автомобиле, это опасно не только для здоровья, но и для жизни. Частные службы перевозки оборудованы специальным транспортом, а переносить пациента в машину и из нее и вести наблюдение за его состоянием должны специально подготовленные сотрудники.