Как я провел зиму!

Возможности технологии дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы в современной школе

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

дистанционные курсы учителя русского языка и литературы – это не модное веяние времени, обусловленное появлением современных гаджетов, а значит, и новых возможностей коммуникации. На самом деле это качественно новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися. Современным обществом востребована активная личность, способная ориентироваться в бесконечном информационном потоке, готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию. В такой ситуации педагог получает новую роль – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности.

При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Обучающиеся получают возможность осуществлять оперативную связь, а преподаватель – оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и своевременно корректировать его работу.

Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умение:

1) вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах;

2) организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий;

3) использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему обучения состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.

Использование технологий дистанционного обучения даёт широкие возможности для управления учебной деятельностью школьников, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика (партнёрство, совместное решение учебных задач), новые формы оперативного контроля учебной деятельности (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ обучающихся, создание электронного портфолио).

 

Дистанционное обучение школьников с ОВЗ

Особенно актуально дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие школьники могут обучаться на дому в удобное время и в оптимальном темпе, необходимо лишь владение элементарными навыками работы с компьютером. Личный опыт двухлетней работы с обучающимися с ОВЗ подтверждает, что использование дистанционных технологий помогает индивидуализировать обучение, создать ситуацию успеха, обеспечить деятельностный подход, ориентировать на самообразование и саморазвитие.

Дистанционные уроки с детьми-инвалидами проводятся в режиме онлайн. Всегда четко обозначается время, когда ученик и учитель встречаются в Skype.

Также выделяю время на получение от ученика отсканированной копии домашнего задания, его проверки, сканирования проверенной работы и последующей отправки назад обучающемуся. Все отсканированные письменные работы хранятся в отдельных папках.

Организующей основой дистанционного, как и очного,  обучения являются программа, учебник, поурочные методические рекомендации и подробные инструкции учителя.  Но и в силу специфичности  такого вида обучения большую часть образовательных средств составляют электронные: гипертекстовые и мультимедийные учебники и пособия, интерактивные практикумы, тестовые системы, видеофильмы, иллюстрации, словари, справочники, энциклопедии и любые другие материалы в цифровом формате, если они используются для решения учебных задач.

При планировании дистанционного урока учитываю, что осознание учеником изучения нового материала, его закрепление и т.д. будет происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и обученности.

Процесс обучения состоит из следующих этапов: 1) получение новых знаний; 2) выполнение различных тренировочных заданий, упражнений с применением новых знаний; 3) обобщение и систематизация знаний.

На этапе получения новых знаний для более качественного запоминания учебного материала возможно использование видеозаписи лекции, создание видеороликов, организация видеоконференции, в рамках которой педагог излагает новый материал.

Применение новых знаний в практической деятельности реализую в программах-тренажерах, играх. Использование функции «Демонстрация экрана» в рамках индивидуального занятия позволяет контролировать работу, выполняемую обучающимся.

Практика показывает, что в режиме Skype некоторые обучающиеся могут отвлекаться и даже сбивать темп учебного занятия. Для решения этих проблем целесообразно:

* давать учебный материал дозированно и с учетом индивидуального уровня подготовленности обучающихся;

* использовать разнообразные виды деятельности, менять их в рамках одного учебного занятия;

* чередовать материалы, содержащие звуковую и визуальную информацию;

* проводить физкультпаузы, зрительную гимнастику.

Стараюсь вовлечь родителей обучающихся в образовательный процесс, организую дистанционное общение с ними, осуществляю постоянную связь. Это способствует тому, что родители становятся единомышленниками и помощниками педагога.

В дистанционном режиме по электронной почте или через Skype осуществляю пересылку учебных материалов (текстовую информацию и видеоматериалы).

Контроль знаний проводится посредством выполнения тестовых заданий и итоговых проверочных работ. На этом этапе организуется взаимодействие с учениками в офлайн режиме (электронная почта) и онлайн режиме (текстовая конференция, Skype).

 

Применение дистанционных образовательных технологий способствует решению следующих задач:

* повышение учебной мотивации;

* развитие познавательной активности обучающихся через умение работать с различными дополнительными источниками информации, используя технические возможности компьютера и сети Интернет;

* стимулирование самостоятельности обучающихся в учебном процессе.

На уроках русского языка используются презентации, видеофильмы, аудиофайлы, разнообразные тесты, электронные учебники и тренажеры, звуковые диктанты, электронные энциклопедии, материалы лингвистических и литературоведческих сайтов и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *